Медиатека
Метасообщения как инструмент ораторского искусства
Наверное все мы с детства помним мультик, где звучала фраза «казнить нельзя помиловать». Это некое сообщение, от которого зависит жизнь человека. В зависимости от того, где мы поставим знак препинания, будет принято то или иное решение. Метасобщение в выступлениях, переговорах играет такую же роль как в этом случае знак пунктуации. Можно вспомнить анекдот про Вовочку, который обругал Машеньку, и учителя требуют, чтобы он перед ней извинился и сказал, что она не дура. «Маша не дура. Маша не дура. Маша не дура??? Извините!» - говорит Вовочка. Если откинуть эмоции и форму, по содержанию-то он извинился. За счёт метасообщения был поставлен такой своего рода знак пунктуации и значение этой фразы совершенно исказилось.
Ещё один пример. Человеку предстоит выступление перед публикой. А в зале сидит кто-то очень важный, от кого зависит принятие решения. И вот спикер, заикаясь и трясясь, произносит: «Наша компания всем компаниям компания, я полностью уверен в нашем продукте. И вы не пожалеете, если сделаете ставку на нас». Содержание было уверенное. Но, несмотря на это, решение, скорей всего, будет принято не в пользу выступающего. Если существует расхождение между сообщением и метасообщением, то мы больше верим в метасообщение. Это касается абсолютно разных сфер жизни – решаем ли мы иметь нам дело с этой компанией, или нет, голосовать ли за этого кандидата, идти ли с этим человеком на свидание. От метасообщения зависит две трети успеха в любой коммуникации. «Трясущемуся спикеру» можно посоветовать записаться на курсы ораторского мастерства, ну а всем нам надо научиться распознавать и опознавать метасообщения, и в случае необходимости менять их с неэффективных на эффективные.
Из чего строятся метасообщения:
1) Жесты. Есть слова-паразиты, а есть жесты-паразиты. Когда человек нервничает, волнуется, это может проявляться в том, что он что-то крутит, отрывает этикетку от пива. Эти жесты лишние, они не несут никакой информации, а только выдают определённое волнение, транслируют боязнь публичных выступлений. Жесты должны быть расслабленные, уверенные, открытые, плавные.
2) Голос. Очень часто во время выступления перед публикой, человек волнуется и психологически ему кажется, что его не дослушают, поэтому он начинает мельтешить и говорить как можно быстрей. На самом деле, если информация передается со скоростью 800 слов в минуту, становится непонятна половина слов. Соответственно, из того, что человек услышал, он может сделать абсолютно любые выводы, ненужные тебе. Лучше сказать меньше слов, но сыграть на метасообщении, на паузе, сделать серьёзное выражение лица, проникновенный взгляд. Это произведёт гораздо больший эффект и склонит оппонента к решению в твою пользу.
Ещё одна важная вещь для всех, кому предстоит выступление перед публикой, - громкость. Часто встречаемая проблема – слишком тихий, скованный, зажатый голос. Через скованность голоса передаётся метасообщение, что это слабый человек, у него слабая позиция, плохой продукт. На самом деле этот человек может быть суперпрофессионалом в своей области и представлять высококлассный продукт. Просто у него мало опыта выступлений, переговоров, он не посещал курсы ораторского мастерства, у него боязнь публичных выступлений, и он никогда не задумывался о том, что это можно как-то натренировать и изменить. Есть и другая крайность, когда у человека очень высокий, громкий голос. Либо он считает, что чем громче он будет говорить, тем больше вероятность того, что его услышат и заметят. Истина где-то посередине и нужно просто всегда быть адекватным тем условиям, в которых ты выступаешь. И знать, на что способен твой голос. Также полезно на выступлении перед публикой менять голос, ритм, жесты. Это всегда помогает держать тонус. Человек так устроен, что его внимание всегда реагирует на изменения. Говорили тихо, вдруг какую-то мысль выделили более громким голосом. Либо наоборот одну мысль произнесли медленно, чуть-чуть тише, просто просмаковали.
3) Контакт глаз. Важно устанавливать контакт с разными частями аудитории. Если, выступая, спикер сосредоточен на одной половине зала, а на другую даже не смотрит, забытой части будет скучно, люди начнут засыпать. Хорошо бы попытаться установить контакт глазами с каждым участником встречи. Но если аудитория слишком большая, это сделать практически невозможно, поэтому можно разбить её по секторам и в каждый сектор бросать какой-то взгляд. Следует избегать и другой крайности, когда ты выбрал какого-то человека и три часа говоришь, смотря ему в глаза. Человеку будет психологически некомфортно, он начнёт прятаться, уводить взгляд. При общении с человеком один на один, 70% смотришь ему в глаза и порядка 30 % - по сторонам, делаешь какие-то жесты, заглядываешь в документы. Это воспринимается вполне комфортно. НО: в момент принятия решения, когда, например, озвучивается цена, либо когда в иной, уже интимной ситуации ты собираешься произнести «а поехали ко мне», контакт глаз должен быть самый максимальный. Он показывает, что ты уверен в своей позиции.
4) Мимика. Есть люди, которые могут только за счёт одной мимики, выражения лица поговорить на любую тему, обсудить строение Вселенной, проблемы любви, отцов и детей, объяснить, как пройти до метро. На лице очень много разных мышц и оно может принимать множество выражений. Хорошо если ты умеешь этим пользоваться, контролировать. Но чаще всего человек не следит за своей мимикой, и иногда это даже курьёзно. Бывает, что человек начинает рассказывать что-то весёлое, интересное, но при этом у него угрюмое выражение лица. Происходит несоответствие, сильный контраст. Особенно это может проявляться, если у человека боязнь публичных выступлений.
5) Поза и передвижение. О человеке многое может сказать его походка. Из походки, передвижения тоже складывается метасообщение. Так что, если предстоит выступление перед публикой, об этом тоже забывать не стоит.