Медиатека
Как отличить ложь от стресса
Важно понимать, что профайлинг и детекция лжи – это серьёзная наука, затрагивающая медицину, биологию, нейрофизиологию. Людям, конечно, кажется, что они духовно высокие существа, занимающиеся личностным ростом, прокачивающие свой мозг, что они гиганты мысли, растут, учатся, чего-то добиваются, что-то решают, на что-то влияют. А вот если посмотреть с точки зрения патологоанатома - человек это просто кусок мяса с набором определённого функционала. Если живому человеку воткнуть вилку в ногу, то независимо от его высокого духовного роста он закричит «ай, блин, больно, ты чего, дебил». С помощью этого нехитрого эксперимента можно выяснить, что все люди плюс-минус одинаковые. Независимо от образования, статуса, интеллекта и прочих вещей. В этом нет ничего печального и трагического, это просто обычный факт.
Детекция лжи построена на очень простых медицинских вещах.
Итак, что такое ложь с точки зрения медицины? Мы сейчас не говорим про некую «мусорную» ложь, когда человек на вопрос «как дела» отвечает «хорошо», и, скорей всего, он врёт. Такую ложь определить очень тяжело, тут нужны навыки, специальные технологии распознавания лжи. А в данном случае речь идёт про ложь, после которой человеку грозит какое-то наказание. Это ложь, в результате которой он теряет друзей, близких людей, деньги, свободу, здоровье, что-то значимое. Так вот, любая ложь, даже мелкая, это стресс.
Представь себе человека в кабинете у следователя. Что с ним происходит после предъявления обвинений? Он заикается, краснеет, потеет, трясётся, ёрзает, плачет, нервно смеётся, уходит в себя, залипает на паузе, и так далее. Лишь два психотипа – параноялы и эпилептоиды – в таких случаях проявляют агрессию. А теперь представь себе, что этот человек непричастен к преступлению. Но следователь грозится предъявить абсолютно неопровержимые доказательства, с видео и свидетелями. И что же? С этим человеком может происходить абсолютно то же самое, что и с преступником.
Но, к сожалению, либо, к счастью, не всякий стресс есть ложь. И это самое главное. Очень много рушится пар, любовных и дружеских отношений, бизнесов, сделок всего лишь из-за того, что люди вышеописанные признаки принимают за враньё. Потому что действительно, когда человек нервничает и когда он врёт, у него идёт один и тот же набор патернов. И основная задача научиться видеть: это стресс, потому что человек врёт, или это стресс, потому что он волнуется, переживает, боится, что его в чём-то обвинят. Это очень тонкий момент. Существует специальная психология распознавания лжи. На тренинге мы как раз учим видеть, где человек врёт, а где стрессует.
Когда люди врут, если их в чём-то обвиняют, они диссоциированы из диалога, а непричастные наоборот ассоциированы в диалог. Когда человек реально невиноват, что он хочет донести до следователя? Метасообщение о своей невиновности. Тогда он активен, реально доказывает, что честен, и не имеет никакого отношения к этому делу. А когда он реально накосячил, и для него самое важное не спалиться, он либо вжимается в стул, либо садится прямо и неестественно говорит «не знаю, не был, не я, у меня есть право не отвечать на ваши вопросы». Это, кстати, можно определить даже по тому, куда человек сядет, когда войдёт в кабинет. Стоят два стула – один ближе к следователю, другой подальше. Заходит человек, подозреваемый. Причастное лицо садится на дальний стул, этот человек старается быть подальше от того, кто его допрашивает. А невиновный чаще всего озабочен тем, чтобы с него сняли подозрения, он уверен в своей правоте, поэтому ведёт себя активно, садится близко, чуть ли не на стол залезает.
Если отвлечься наконец от криминально-следовательской темы, то можно сказать, что и в обычной, повседневной жизни происходит практически то же самое. В коммуникации всегда заметно, что люди к тебе либо ассоциируются, либо диссоциируются от тебя. И уже из этого можно делать определённые выводы. А уж когда тебе станут известны технологии распознавания лжи, то всё вообще станет проще простого.